Предусилитель на JFET транзисторе

Преамп JFet Alembic F2B — предусилитель для контрабаса и бас-гитары

Предусилители для электрогитар — очень популярная вещь, ибо можно при его помощи получить весьма хороший звук инструмента при включении в линейный вход микшера или мультикора на концерте. Либо при включении в комбик или усилитель для домашних занятий и репетиций. При этом схемотехника подобных устройств довольно несложна.

В моей статье речь пойдет о преампе Alembic F2B, который весьма хорошо зарекомендовал себя среди музыкантов. В данном случае, о версии на полевых транзисторах. Этот преамп я собрал для моего друга–контрабасиста.

Статья ориентирована на музыкантов, умеющих держать в руках паяльник и имеющих определенный опыт в электронике.

Содержание / Contents

↑ Cхема преампа «JFet Alembic F2B»

Чем выше сопротивление музыкального инструмента, подключаемого ко входу схемы, тем больший уровень возможных наводок, помех и собственного уровня шума схемы мы будем иметь на выходе. И, если сопротивление бас гитары с полностью включенными звукоснимателями равняется нескольким килоомам, то сопротивление пьезодатчика контрабаса — это уже около десятка Мегаом. И это может стать проблемой.

Не брезгуем керамикой на входе схемы, между затворами транзисторов и землей, между затворами и стоками Jfet–ов. Подобное включение оставляем и для бас гитары. Лишним не будет. Номиналы керамических конденсаторов не очень критичны. От 10 до 56 пФ можно ставить смело.

Если схема шипит очень сильно – ставим конденсатор С12 на выходе. На мой вкус 4700 пФ самое оно. Емкость выше зажимает звук, ниже – не достаточно шунтирует высокочастотные шумы. Оговорюсь, что я экспериментировал только с транзисторами J201 (SOT-23). Других в Симферополе не достал.

Переключатель «Bright» не ставил, С7 впаян постоянно. С6 рекомендуют ставить для детальности ВЧ. Я разницы не ощутил.

Блок питания устанавливал прямо в корпус к преампу. Маленький трансформатор, мост, П-образный фильтр (1000 мкФ → 150 Ом → 1000 мкФ). Параллельно первичной обмотке желательно поставить конденсатор 0,47 мкФ 400В.

Входной и выходной резисторы, с параллельно включенными конденсаторами, устанавливать прямо на джековых гнездах. Заземление корпуса преампа только в одной точке, во избежание земляной петли. Если гнезда пластсмассовые – к минусу последнего конденсатора БП, если металлические – к корпусу гнезда.

Переменные резисторы желательно ставить хорошего качества во избежание различных хрустов и шорохов (Бёрнс, Альпс, Альфа). Конденсаторы С2, С10, С4, С5, С9 тоже желательно купить хорошие. С4, С5, С9 – пленочные. Я ставил Epcos. Резистор R9 в оригинале 1 мОм. Я поставил 100 кОм.

↑ Настройка преампа

Сначала резистором R6 как можно точнее выставляем половину напряжения питания на стоке второго транзистора.

Считаем, что у нас нет генератора синуса и осциллографа. Тогда подключаем выход преампа к линейному входу звуковой карты и надеваем наушники. «Gain» на полную. Подключаем бас ко входу и регулировкой истокового резистора R4 добиваемся отсутствия искажений сигнала даже на форте на струне Ми.

Если каскад имеет слишком большое усиление и искажений все равно не избежать, следует уменьшить емкость конденсатора С2. В оригинальной схеме – 47 мкФ. У себя я на одной из схем уменьшил до 10 мкФ. Можно впаять резистор 22 кОм (нарисован на печатной плате).

Далее R3 выставляем общее усиление схемы. Если есть возможность, то лучше это сделать следующим образом: подаем на вход сигнал с генератора 100 Гц (синус) амплитудой 500 мВ. Затем открываем, к примеру, Sound Forge и резистором R3 выставляем выходной уровень сигнала порядка −5 дБ. Это примерно соответствует уровню линейного выхода.
Если в схеме стоят подстроечные резисторы – меряем сопротивление временных и, при желании, меняем на постоянные.

↑ Звучание, сэмплы электронного и аккустического конрабаса

На спектрограмме видим добавляемые транзисторами обертоны.

Уровень шума на спектрограмме — это шумит звуковая карта нетбука. Писал с одного компьютера на второй через преамп. К одному подключена профессиональная звуковая карта, а сигнал генератора шел с нетбука со встроенной карты. Отсюда шум.

↑ Плата, сборка, корпус




Корпус красил аэрозолем. Лицевая панель набрана во Фронтдизайнере, распечатана на фотобумаге, приклеена и покрыта лаком. Просверлены два отверстия и нарезана резьба под винты М4 для крепления лицевой панели.






↑ Итого

В процессе пользования было выявлено конструктивное неудобство выбранного корпуса. Лучше было расположить входное и выходное гнездо снизу, а регулировки сверху. При подключенных шнурах не очень удобно регулировать — мешают.

Контрабасист преампом очень доволен и использует его очень часто, а с электроконтрабасом в клубах — всегда. Обычное подключение: Eminence (электроконтрабас) → Алембик → комбик Mark Bass (mini Mark). Кстати, это хороший басовый комбик для постоянных переносов. Весит около 5 кг, паспортная мощность 45 Вт, 200 Вт динамик с неодимовым магнитом, Италия. Правда, не дешевый.

↑ Файлы

Здравствуй, читатель! Меня зовут Игорь, мне 45, я сибиряк и заядлый электронщик-любитель. Я придумал, создал и содержу этот замечательный сайт с 2006 года.
Уже более 10 лет наш журнал существует только на мои средства.


Спасибо за внимание!
Игорь Котов, учредитель журнала «Датагор»

На этом все. Всем удачи в творчестве и работающих схем!
С уважением, Эдуард Волков

HotFET Pre: схемотехника предусилителя на полевых транзисторах

Казалось бы, ничего нового и сложного тут нет: бери полевик, включай по схеме с общим стоком, известной под названием “истоковый повторитель” и вот вам предусилитель. Увы, как-то не так всё просто получилось. Идеологию, или “почему HotFET” – можно почитать здесь .

Простейший предусилитель: истоковый повторитель

Хотя конечный дизайн и вполне аскетичен, потребовалось-таки помучить калькулятор, да помакетировать/померить всласть. Увы, весь путь в деталях пересказать уже не справлюсь. Означу лишь основные моменты.

Классический истоковый повторитель, на входе имеем разделительный конденсатор и регулятор громкости. Увы, довольно-таки проблемная схемка: смещение на выходе гарантировано, следовательно большой разделительный конденсатор просто необходим. Относительно заметные искажения. Немалое выходное сопротивление, если только не использовать мощный J-FET транзистор (где такие берут нынче?).

Вместо резистора ставим идентичный каскад в нагрузку – и получаем то, что уважаемый Нельсон Пасс выпустил в массы под названием “The First Watt B1 Buffer Preamp”. При условии, что применена согласованная пара транзисторов, останется пренебрежимо малое смещение на выходе и весьма приемлимый уровень искажений. Несущественное отличие от варианта B1 здесь – двухполярный источник питания и отсутствие проходного конденсатора на выходе. Ну да это уже дело вкуса разработчика: HotFET preamp можно использовать в различных конфигурациях.

Повторитель с источником тока в нагрузке

Прикидки по рассеиваемой мощности обсуждались уже в статье по идеологии “тёплого” усилителя. Итак, добавляем МДП-транзисторы в каскодном включении. Для простоты источники смещения для каскодов пока изображены схематически.

HotFET Pre: схема-идея

Полная схема “тёплого” предварительного усилителя.

HotFET Pre (c) – схема
  • R1 – 50 KOhm
  • C1 – 3 uF
  • C2, C3 – 0.1 uF
  • C4, C5 – 220 uF 10 V
  • R2, R3 – 91 KOhm
  • R4 – 1 MOhm
  • R5. R8 – 604 Ohm
  • R9, R10 – 22 Ohm 0.1%
  • VD1. VD6 – green LEDs 1.7 V 20 mA
  • VT1, VT3 – IRF610 (matched by Vgs(th) @ 30 mA)
  • VT2, VT4 – J310 ( closely matched by Idss)

Хотелось частоту среза по НЧ получить пониже. 1/(R1*C1)

= 7 Герц – уже неплохо. Есть мнение, что имеет смысл понижать частоту среза вплоть до 0.5 Герца. Как-нибудь попробуем, но не сейчас, хорошо?

Там, где точность номиналов важна – это указано. Остальные компоненты выбирались из того, что было или что больше нравилось

По сравнению со схемой-скелетиком, в окончательном варианте добавились резисторы в истоках J-FET’ов. Это важно. Это увеличивает глубину местной, так называемой “дегенеративной” обратной связи. Да, я не оговорился – именно увеличивает, ибо она там есть всегда, хотя бы благодаря сопротивлению и индуктивности выводов. А ещё добавление этого резистора позволяет нам выбрать рабочую точку так, как мы того пожелаем. Сильно улучшается термостабильность всей конструкции. Увеличение выходного сопротивления незначительно. Зато, повторитель теперь отвязан от ёмкости нагрузки, что предотвращает паразитную генерацию в случае ну очень больших нагрузочных емкостей – кто знает, какой эзотерический межблочный кабель придётся “прокачивать” этому предусилителю.

В качестве источников опорного напряжения для подобных решений я предпочитаю добрые старые зелёные светодиоды. Три штуки в аккурат позволяют получить чуть больше пяти вольт. Можно было бы и парой синих обойтись. Но слишком уж много мне попадалось современных трёх-вольтовых светодиодов, которые вели себя нестабильно на малых токах. Чаще всего это выражалось в резком уменьшении падения напряжения, как будто что-то там пробивается. Если кто знает объяснение данному эффекту – буду очень признателен, если поделитесь информацией!

Резисторы в затворах транзисторов необходимы для исключения паразитной генерации. Если их, резисторы эти, опустить, возможно всё будет работать как должно, а можно и очень удивиться замерив токи/напряжения в схеме. Причём скорее всего, на осциллографе ничего подозрительного разглядеть не удастся – слишком высока частота, слишком паразиты те зависят от паразитных/случайных/привнесённых емкостей.

Источник питания подойдёт практически любой двухполярный, вырабатывающий напряжение от 15 до 20 Вольт и выдающий не слишком много пульсаций в нагрузку при токе в районе 30мА на канал. “Не слишком много” здесь весьма условно, так как схема сама по себе является “примерной нагрузкой” – качественным источником тока и нечувствительна к помехам по питанию.

Я не стал использовать гигантские электролитические конденсаторы в 15К микрофарад, как это нынче модно. Как следствие этой моей “скаредности”, пики тока заряда накопительных конденсаторов менее “ударные”, создают меньше помех как в питающую сеть, так и в сторону схемы. Резисторы последовательно с диодами также способствуют растягиванию пиков зарядного тока и, следовательно, снижению помех. Все номиналы рассчитывались под конкретный дизайн, и применять данный источник с другими или дополнительными нагрузками следует только произведя соответствующие несложные прикидки токов, падений и пульсаций напряжений.

Читайте также:  Схема усилителя звука на 10 ватт своими руками
HotFET Pre (c) – источник питания

Трансформатор самый обыкновенный, маленький, с двумя вторичными обмотками на 12 Вольт, можно со средней точкой, главное – чтобы выходной ток по паспорту был не менее 120мА. В моём “сетевом” конструктиве трансформатор, даже самый маленький, не поместился в корпус и был вынесен в отдельную коробочку с сетевым фильтром в придачу.
Диоды в выпрямителе – желательно Шоттки. Я использовал 10BQ060 от IR и результатом доволен.
Дроссель намотан на ферритовом колечке в полтора сантиметра диаметром – от фильтра компьютерного блока питания. Провод где-то 0.21mm, 3 проводка враз с одного челнока. У меня получилось 15 витков виток-к-витку.

Возможные вариации. Серьёзно подумывал о применении схемы повторителя Уайта. Скорее всего, схема Уайта позволила бы ещё больше повысить линейность повторителя, снизить выходное сопротивление и увеличить диапазон выходных токов. Но такое решение будет чувствительно к помехам по питанию и, возможно, потребует стабилизированного источника. Предлагаемое же простое решение обеспечивает очень хорошие показатели как есть, и отличное подавление помех от источника питания (PSRR).

Как оно звучит – я не мастер перечислять специальные хвалебные слова из глянцевых журналов. Хорошо звучит, очень хорошо. Инструменты все расселись по своим местам; на знакомых дисках, даже отслушанных уже не раз в наушниках, вдруг проявляются ранее незамеченные детали.

Вместо заключения: правильный повторитель необходим в тракте. Никакой пассивный “предусилитель” не обеспечит должного согласования с нагрузкой. Даже если нагрузка исключительно высокоомная вроде лампового усилителя, всё равно остаются ещё соеденительные кабели. И если мы хотим слушать музыку, а не “отслушивать” искажения на соединителях от производителя XYZ – источник сигнала должен иметь весьма низкий импеданс, чтобы справиться со всем этим.

Где купить? Если заинтересовало – напишите мне, пожалуйста, оставьте комментарий. Есть мысль подготовить к продаже набор для самостоятельной сборки.

Добавлено 2012.02.13 – Скоро!
HotFET Pre+ элитная версия данной схемотехники с использованием МДП транзисторов, работающих в режиме обеднения.

  • Вдвое меньшее количество компонентов.
  • Такие же бескомпромиссные характеристики, или даже чуточку лучше.
  • Наилучший твердотельный аудио предусилитель-буфер, который только можно купить или собрать за деньги! (Покуда не доказано обратное) 😉

— Следите за обновлениями 😉

моё, выстраданое. без согласия автора перепечатывать любыми способами – нельзя. ссылаться – можно 🙂
=== (с) MyElectrons.com ===

Вам было интересно? Напишите мне!

Друзья мои, собратья по интересам! Пишу и буду развивать этот блог – идей море и опыта уже накоплено предостаточно – есть чем поделиться. Времени как всегда мало. Что было бы интересно лично Вам?

Спрашивайте, предлагайте: в комментариях, или в личку. Спасибо!

Всего Вам доброго!
– Сергей Патрушин.

KOMITART – развлекательно-познавательный портал

Разделы сайта

DirectAdvert NEWS

Друзья сайта

Осциллографы

Мультиметры

Купить паяльник

Купить Микшер

Купить Караоке

Статистика

Гитарный преамп FET TWIN.

Гитарный преамп FET TWIN.

Предусилитель для гитары FET TWIN на транзисторах КП303

Подбирая материал по данному гитарному предварительному усилителю, перебрал несколько форумов, где народ положительно отзывается о данном девайсе. Как пишут, в основном схема заточена на усиление чистого канала с возможностью добавления перегруза. Автор воспользовался идеей Фендеровского клина и переделал схему с использованием в ней отечественных полевых транзисторов КП303. Я специально не затираю надпись на принципиальной схеме автора “by MEDVED”, дабы не нарушить его самолюбие и не присваивать его разработку себе. К сожалению, не знаю, как его зовут по жизни, так бы написал поконкретнее. Схема преампа FET TWIN следующая:

На одном из форумов находил не внятно нарисованную лейку, с которой полдня нужно разбираться, заточенную под использование импортных полевиков с установленными панельками для транзисторов для их подбора, но, плагиатить не стал, и решил набросать плату преампа таким образом, чтобы как можно меньше элементов цеплялись к плате проводами, это касается переменных резисторов. Не знаю насколько удачно получилась разводка, можете покритиковать в комментариях, ну, в общем, получилось следующее:

FET TWIN GUITAR PREAMPLIFIER LAY6

FET TWIN GUITAR PREAMPLIFIER LAY6 FOTO

Плата рассчитана на применение КП303, корпусные выводы транзисторов заземлены. Если кому нужен разъем питания как для джека сетевого адаптера – внизу платы оставил макрос этого разъема, думаю переправить трудов не составит. Расстояние между осями потенциометров – 24 mm. Изготавливается плата на одностороннем стеклотекстолите, размер – 33 x 170 mm.

По поводу питания. Схема запитана от стабилизированного источника напряжением 24V, по сведениям с форума она работоспособна даже при 9V питании от батарейки типа КРОНА. Но нужно учитывать, что при пониженном питании изменится динамика выходного сигнала, перегруз может отсутствовать.

При желании втулить импортные полевики – можно попробовать КП303Г заменить на BF245B, а КП303А на BF245A или J201.

На какие грабли наступал народ при сборке FET TWIN. Некачественные конденсаторы, то есть лучше все-таки ставить пленку, “ГУДЕЖЬ” – убирается помещением платы в металлический корпус. Ну а так, если детали исправны и ничего не напутано – запускается с первого раза.

В одной из статей читал, что полевики для лучшего результата рекомендуется подобрать. Об этом прочитаете текстовый файл, находящийся в архиве. Оговорюсь, но у некоторых повторивших это устройство, все хорошо работало без подбора, но может быть просто повезло.

Расположение выводов полевого транзистора КП303 показано ниже:

КП303 Pinout

Список элементов схемы предусилителя FET TWIN:

● Т1, Т2, Т3, Т4 – КП303Г – 4 шт.
● Т5, Т6 – КП303А – 2 шт.

● R1, R3, R10, R11 – 2k – 4 шт.
● R2 – 1M – 1 шт.
● R4, R9 – 100k – 2 шт.
● R5 – 22k – 1 шт.
● R6, R7 – 10k – 2 шт.
● R8 – 3M – 1 шт.

● TREBLE, BASS – A220k – 2 шт.
● MID – B25k – 1 шт.
● GAIN – B1M – 1 шт.
● VOLUVE – A25k – 1 шт.

● C1 – 47n (473) – 1 шт.
● C2, C6 – 2,2mF неполярный пленка – 2 шт.
● C3 – 220p – 1 шт.
● C4 – 100n (104) – 1 шт.
● C5 – 47mF/35V электролит – 1 шт.
● C7 – 1mF неполярный пленка – 1 шт.

Размер файла архива с материалами для сборки гитарного предварительного усилителя FET TWIN – 0,3 Mb.

Клон предварительного усилителя Naim

О клонировании предварительных усилителей Naim

Предварительный усилитель делался для клона усилителя мощности Naim Nap 140/250 — mysku.ru/blog/ebay/54356.html

Введение. Рассказ о предварительных усилителях

В Hi-Fi технике предварительные усилители (сокр., жаргон — предусилитель, пред) устанавливаются между источником сигнала и усилителем мощности низкой частоты (УМНЧ). Иногда предварительный усилитель совмещают в одном корпусе с УМНЧ. Тогда такой усилитель называют интегральным.
Основные функции предусилителей. В конкретных конструкциях могут быть реализованы только некоторые функции:
1. Усиление сигнала до необходимого уровня для последующего усиления усилителем мощности. Некоторые источники (из современных — сотовые телефоны, адаптеры Bluetooth или некоторые звуковые карты/ЦАП/DAC) при непосредственном подключении к УМНЧ не позволяют реализовать полную мощность усилителя. С помощью предварительного усилителя сигнал усиливается до нужного уровня («раскачивается»)
2. Регулировка громкости
3. Коммутация входов от различных источников
4. Согласование источника сигнала и усилителя мощности. В таких случаях в предварительном усилителе делают буферы — усилители с коэф. усиления 1 по напряжению. Усиливается только ток.
5. Изменение сигнала — от простейших регуляторов тембра (меняем АЧХ сигнала на более «приятную» для наших ушей) до сложных звуковых процессоров.
6. Иногда в предусилители встраивают другое различное оборудование. Например, усилители для наушников, фонкорректоры, микшеры, караоке, индикаторы уровня сигнала и прочее.

Многие современные источники сигнала не нуждаются в дополнительном усилении для «раскачки» УМНЧ. Возникает соблазн избавиться от лишнего звена в цепи усиления сигнала — предварительного усилителя. Тем не менее, во многих системах предварительные усилители присутствуют для согласования цепочки: «источник сигнала -> УМНЧ -> акустическая система.»

В случае клонирования изделий фирмы NAIM обычный путь радиолюбителя такой. Собирается клон NAP 140. Звук нравится! Дальше апгрейт деталей — звук нравится! Собираем стабилизатор питания. Результат — положительный. Возникает искушение собрать предварительный усилитель — там всего несколько деталей — макетка/ЛУТ, час паяния и пред готов. Звук нравится и к УМНЧ собирается предварительный усилитель. Потом на форумах пишут — Naim без преда — не Naim.

Примерно так и вышло у меня. Без преда звук УМНЧ «светлел» как-то немного. С предом — все ок.

Оригиналы из 70-х-90-х


К оригинальным УМНЧ Naim возможно подключение только предварительных усилителей фирмы Naim. Чтобы не подключали изделия других производителей, Naim использует специальные фирменные кабели и разъемы для подключения предварительного усилителя к УМНЧ. На фото эти разъемы слева:

Схемы предварительных усилетелей Naim 70-х — 90-х годов
Базовая схема модуля усиления (усиление сигнала около 10 раз):

Буфер:

Все полярные конденсаторы (кроме фильтра по питанию) — танталовые.

Полная схема предварительного усилителя из 70-х годов такая: входные разъемы ->«механический селектор сигналов»->«буфер»->«регулятор громкости»->«модуль усиления»->«разъемы на УМНЧ».

Выпускались разные версии предварительных усилителей фирмы Naim. Кроме цены, аппараты отличались наличием/отсутствием буфера, различными схемами питания (от УМНЧ, от внешнего БП, раздельное питание каналов предварительного усилителя, раздельное питание модуля усиления и буфера), сервисными устройствами в корпусе предварительного усилителя.

Как устроены современные предварительные усилители Naim — я не в курсе.

Подробней с предварительными усилителями Naim можно познакомиться на сайте www.acoustica.org.uk/. Раздел «Naim Preamp Mods and Upgrades». Там же есть печатные платы для самостоятельной сборки клона предварительного усилителя.
Китайские клоны
На интернетплощадках и в онлайн магазинах продаются разные варианты клонов предварительных усилителей Naim: печатные платы, наборы для сборки, собранные конструкторы, готовые предварительные усилители в корпусах.
Различаются деталями, из которых состоят и схемами питания.
Рассмотрим кратко изделия китайской промышленности:

Читайте также:  Схема профессионального микрофонного предусилителя

Вариант 1. Две отдельные платы с независимым питанием на каждую (поиск по словам «Naim preamp»).

То же самое в корпусе. Питание тут — отдельный корпус.

Вариант 2. Возможность подключить несколько различных питаний — к каждой части свое:

В корпусе:

С селектором входов:

Вариант 3. Самая простая схема: только модуль усиления. Одно питание на два канала:

Этот модуль, как самый дешевый, я и купил на пробу. Чтобы понять стоит ли заморачиваться с предусилителем или нет. До этого собирал предварительный усилитель на макетке.

Китайский конструктор:




Транзисторы (таких как в оригинале, сейчас вы не найдете) заменены на современные 2SC1815/2SA1015. Плата достаточно компактная. Все полярные конденсаторы (кроме фильтров по питанию) — танталовые. Как и должно быть. У оригинала так. Фирменная фича Naim — применение танталовых конденсаторов. Регулятор громкости (РГ) в этом конструкторе — 20 кОм (потенциометр достался более-менее без косяков).

Собранная схема:

Схема питания:

Питание — одна обмотка на 24В переменного напряжения, 0.3А. Питание каналов отделено резисторами.

После сборки схема начинает работать сразу.

Измерения:

Сигнал на входе:

Сигнал на выходе:

Усиление примерно в 10 раз.

Измерения в RMAA. На выходе уровень сигнала Vpp 3.24V.




Моя конструкция
Послушав китайский кит, решил не заниматься модернизацией китайца (нет независимого питания на каждый канал, РГ ALPS не установить, лишние провода и т.д.), а собрать по-своему. Взял стандартную схему клона преда Naim:

Использовал такие детали. Стабилизатор: вместо LM317 установил LT1085. С ними звук больше понравился. Все полярные конденсаторы — тантал Kemet (кроме конденсатора С3 на 47 мкФ — не было тантала такой емкости в наличие — установил Nichichon for Audio). С2 510 пФ — полипропиленовый конденсатор (на ебее ищутся по словам Polypropylene и Styroflex). РГ — переменный резистор ALPS в 10 кОм. РГ стоял по-началу на 50 кОм — от него был достаточно слышимый даже на средней громкости фон. Заменил на ALPS 10 кОм — все ок стало. Фон слышно только на макс громкости. Два канала соединены вместе только на входных гнездах. В остальном два полностью независимых канала со своими блоками питания.

Резистор R13 влияет на величину усиления схемы. Я установил его значение в 4.7 кОм. Усиление схемы — 5 раз примерно. Стандартное 10 раз — много для меня с моими источниками сигнала. Меньше 4 кОм значение этого резистора лучше не выбирать — будут искажения. С 4.7 кОм все ок.



Решил сделать две платы. На первой: усилитель со стабилизаторами. Возможно позже переделаю эту плату. На заводе закажу печатку и на ней спаяю. Пока так пусть будет. Вторая плата как шасси: на ней расположены трансформаторы: первый на 10VA для питание усилителя (две вторичные обмотки на 22 В — aliexpress.com/item/PTC10-For-Audio-usage-Power-10VA-2-110V-2-22V-toroidal-transformer-encapsulated-transformer-PCB-Welding/32703426077.html ), второй 10VA (две вторичные обмотки 7В — aliexpress.com/item/PTC10-For-Audio-usage-Power-10VA-2-110V-2-7V-toroidal-transformer-encapsulated-transformer-PCB-Welding/32703992474.html — для питания коммутации и 5 В в виде USB разъема для подключения внешних устройств), стабилизаторы на 5 В, реле коммутации и переменный резистор РГ.



В фильтре питания по два конденсатора Nichichon for Audio 3300 мкФ/50V на канал. Зашутнированы SMD-керамикой прямо на выводах. Диодные мосты на шинах питания 24 В на диодах Шоттки.

Корпус брал на том же ebay-е: Ищется по словам «2606A Full aluminum preamp chassis». Корпус сделан качественно. Краска не облазит, вся фурнитура есть в наличие. В корпусе:






Сделал у предварительного усилителя три входа. Два на предусилитель на РГ и один вход прямо на выход предварительного усилителя минуя регулятор громкости и схему усиления. Этот вход сделал для подключения выхода фронтальных каналов со звукового процессора ресивера домашнего кинотеатра. Коммутация — на реле. Реле управляются галетным переключателем. Реализовал режим «Direct» — подключение входов мимо схемы предварительного усилителя прямо на вход усилителя мощности.

Измерения:



Из-за уменьшения резистора в ОС до 4.7 кОм получилось усиление примерно в 5 раз.






Измерения в RMAA. На выходе уровень сигнала Vpp 2.1V.




Вместе предварительный усилитель и усилитель мощности:

Режим «Direct»:

Измерения в RMAA предусилитель+усилитель выходная мощность Pmax=50 Ватт:




Малошумящий High-End предусилитель на транзисторах

Предлагаемая автором конструкция ПУ используется в составе звуковоспроизводящего комплекса вместе с УМЗЧ, описанным в статье “Сверхлинейный УМЗЧ класса High-End на транзисторах”.

Сравниваются особенности спектра нелинейных искажений в усилителях с различной частотой среза АЧХ. Показано, что устройства на операционных усилителях обогащают звуковой сигнал высшими гармониками, поэтому их применение в аудиокомплексах особо высокого качества нежелательно. Представлена конструкция малошумящего высоколинейного предварительного усилителя с большой частотой среза и блоками регулировок громкости и тембра.

При использовании пассивных регуляторов тембра (РТ) и достаточной чувствительности УМЗЧ назначением предварительного усилителя ЗЧ (ПУЗЧ) остается компенсация вносимого РТ ослабления усиливаемого сигнала и согласования входных и выходных сопротивлений различных звеньев тракта между собой. Эта функция принадлежит линейным малошумящим каскадам усиления с высоким (десятки-сотни кОм) входным и низким (не более 600 Ом) выходным сопротивлением. Такие значения необходимы, чтобы не вносились погрешности в характеристики регулирования РТ и регулятора громкости (РГ) и не оказывалось влияние на характеристики источников сигнала.

Известные автору конструкции ПУЗЧ не удовлетворяют возросшим к ним требованиям. Если ранее при воспроизведении граммофонной или магнитофонной записи было вполне достаточно, чтобы относительный уровень шума ПУЗЧ был около -80. -85 дБ, что не хуже, чем у источников сигнала, то при прослушивании компакт-дисков, когда “мертвая тишина” в паузах наполняется досадным шипением, такой шум уже становится назойливой помехой. Оставляют желать лучшего и другие параметры, особенно у ПУЗЧ, выполненных с использованием операционных усилителей (ОУ).

Низкая (десятки-сотни герц) собственная частота среза ОУ fc обусловливает не самую лучшую переходную характеристику, определяющую верность передачи фронта импульсных сигналов. Такая fc заставляет считаться с возможностью возникновения динамических искажений, а также приводит к уменьшению глубины ООС с ростом частоты, т.е. к росту нелинейных искажений (НИ). Ухудшение подавления искажений сигнала начинается в ОУ, охваченном ООС, с частоты его среза to и происходит приблизительно прямо пропорционально частоте. Например, если fc 2 Qn к коэффициенту НИ по второй гармонике Q2, приведенных к такому же отношению для ОУ без ООС Qn/Q2. Прямая 1 соответствует ОУ без ООС, прямая 2 – ОУ с замкнутой петлей ООС. Прямая 1 соответствует также усилителю, имеющему высокую частоту среза fc’>>20 кГц, причем безразлично, включена ООС или нет. Как видно, УЗЧ на ОУ обогащает спектр НИ гармониками высших порядков. Наблюдаемую реально картину сглаживает лишь то, что исходные (без ООС) амплитуды гармоник сами обычно уменьшаются с ростом их номера n, поэтому регистрируемые при измерениях продукты искажений зависят не так сильно от частоты. Понятно, что картина, аналогичная рис.1, имеет место и для компонентов интермодуляционных искажений различных порядков.

Как известно, качество звучания зависит не только от амплитуд гармоник различного порядка, но и от соотношения между ними: желательно, чтобы с ростом номера гармоники ее амплитуда достаточно быстро убывала, в противном случае звучание становится жестким, приобретает неприятный металлический оттенок. Из рис.1 видно, что УЗЧ на ОУ действует в прямо противоположном направлении, причем практически во всем звуковом диапазоне, исключая лишь самые низкие частоты (и это касается, конечно, не только ПУЗЧ, но и усилителей мощности). И если регулятор тембра НЧ, поднимая АЧХ тракта на частотах, ниже 1 кГц, в какой-то степени восстанавливает соотношение между гармониками в диапазоне наклона участка своей АЧХ, то подъем высоких частот регулятором тембра ВЧ еще более усугубляет нарушение соотношения между ними на частотах более 1 кГц.

Таким образом, пресловутое “транзисторное звучание” начинает зарождаться еще в ПУЗЧ, выполненных на ОУ. Поэтому увлечение такими схемами, несмотря на все удобства и упрощения при использовании ОУ, идет в ущерб качеству звуковоспроизведения. И нет ничего удивительного в том, что они звучат хуже ламповых усилителей, имеющих, как правило, достаточно высокую fc (что возможно благодаря относительно неглубокой ООС) и к тому же благоприятный спектр генерируемых лампами гармоник (не выше пятого порядка).

Для получения благоприятного спектра НИ транзисторный усилитель до охвата ООС должен иметь частоту среза fc’>20 кГц (рис.2, кривая 1). Это требование удачно согласуется и с условием отсутствия динамических искажений. Любопытной вместе с этим выглядит возможность дополнительного улучшения спектра гармоник и приближения его характера к ламповому путем специфической коррекции, заключающейся в подъеме исходной (без ООС) АЧХ с ростом частоты в звуковом диапазоне или хотя бы на некотором его участке (рис.2, ломаная 3). Кривая 2 соответствует случаю 2 рис.1. Благодаря уменьшению относительной доли ВЧ компонентов в НИ, это позволило бы получить спектр искажений на рис.1, кривая 3, что должно, по-видимому, делать звучание более мягким. Однако этот вопрос требует еще своего изучения.

Особенно заметными недостатки известных ПУЗЧ становятся при совместной работе с современными высококачественными УМЗЧ, например [1].

При разработке предлагаемого ПУЗЧ учтены перечисленные соображения, вместе с этим желательно достичь максимальной простоты схемы.

Параметры усилителя (рис.3):

  • Частота среза fc 300 кГц
  • Коэффициент интермодуляционных НИ при 11вых 1 кОм в диапазоне 0,02-20 кГц

    AMT Electronics BULAVA SS-30 Обзор гитарного лампового предусилителя

    AMT Electronics SS-30 – новейшая разработка инженеров АМТ, полностью оригинальный 3х-канальный гитарный предусилитель, использующий усовершенствованную технологию моделирования лампового перегруза на полевых транзисторах (JFET-моделирование), имеющий очень гибкие настройки и позволяющий настроить звук практически для любого стиля музыки. Прибор предоставляет возможность одновременного и раздельного использования двух выходов: в линию Mix консоли и в разрыв усилителя (RETURN).

    AMT SS-30 JFET гитарный предусилитель

    • формат корпуса как у AMT SS-11, AMT Bass Crunch BC-1.
    • питание от 2 батарей 9В 6F22 или от внешнего адаптера DC 18 Вольт
    • быстрая и удобная смена батарей без использования отвертки
    • потребление от 6 мА до 8 мА
    • 3 канала: Clean, Crunch, Lead
    • Последовательная петля эффектов FX Loop
    • отдельный выход на эмулятор кабинета
    • джек 3,5мм для управления внешними MIDI-устройствами через AMT FS-2MIDI

    Для подключения внешних педалей эффектов предусмотрена последовательная петля FX. Подключив в специальный разъем внешний MIDI-преобразователь (такой, как AMT FS-2MIDI), прибор может работать совместно с внешними MIDI-устройствами.

    AMT SS-30 имеет низкое энергопотребление от внешнего адаптера 18 Вольт или двух 9-вольтовых батарей.

    Обзор №1

    Цена покупки: 250 $
    Средняя цена: Смотрите на сайте официального магаза.

    Предыстория:
    Почему я купил этот девайс? Да просто чтоб попробовать.
    Сталкивался с фирмой АМТ лет 6-7 назад. Щупал такие педали как Metalizer, Dist Station и Caifornia sound (вроде так назывались) и был расстроен. С тех пор относился к этой фирме предвзято, но почему-то всегда следил за их продукцией. Первый раз они взволновали мои уши когда вышла их “легендарная” линейка LA преампов. Тогда я начал собирать информацию, отзывы, обзоры. И вот, как то бродя по просторам интернета наткнулся на обзор этой самой Булавы, впечатлился и решился заказать, о чем ни секунды не жалею ))))

    Звук: 8

    Чистый не понравился. Мало низа. Чтоб получить нормальную отдачу толстых струн приходиться выкручивать “низ” на полную и довольно сильно срезать “верх” в следствии чего получаем слегка мутноватую картинку. Если же не “мутнить” звук, то из-за переизбытка верхов гитара звучит тонко. Хотя играть в него все равно довольно приятно.

    Кранч. Очень кайфово звучит и по сравнению с лид каналом как то олдскульно. На этом канале очень круто рубить хеви или хард рок, но вот чтобы сыграть Red hot chilli peppers он не подходит, т.к. ручка гейн в самом минимальном положении дает многовато искажений. Для этих целей горадо больше подойдет подгруженный чистый канал. Хотя может просто с моих активов слишком большой выхлоп для такой музыки.

    Лид. Это мой самый любимый канал,тут можно жарить мясо )). Очень плотный перегруз, положение ручки гейна которого больше чем на 12 часов использовать смысла нет. Но даже на максимальном гейне сохраняется читаемость. На этом канале весьма комфортно играется какой нить модерновый, отрывистый и не очень метял в пониженых строях, с чем прибор очень хорошо справляется. Плюс, для лид канала есть такая волшебная кнопочка со странным названием Dr.Tone Shift, которая при ее нажатии вносит некоторые коррективы в частотную характеристику выходного сигнала в виде поднятия частот на N-ное количество децибел не очень широкой полосой в раойоне 1 кГц )))) На деле получается что нажав эту кнопку мы получаем эффект “грелки” но без “подогрева”.

    Спикосим вполне себе приемлемый. Ночью играть в наушники не обламывает.

    Качество сборки / изготовления: 10.
    Все собрано очень хорошо, ничего не болтается, не отваливается. Проверил все гайки – все затянуто хорошо. Внутрь не лазил, ибо пока все работает – делать там нечего )))

    Внешний вид / дизайн: 10 Очень красиво смотрится ))

    Особенности и функциональность: 10 куда еще функциональней?
    Раздельная эквализация читого и грязного,
    Mid boost на чистом,
    Dr. tone shift на грязном,
    bright на кранче,
    Уровни для каждого канала,
    Гейн для кажд канала,
    Посылвозврат,
    Миди управление (опционально и требует FS-2MIDI),
    2 выхода (линейный и спикосим).

    Соотношение цена/качество (суммарный рейтинг): 9,5

    Очень прикольный преамп. Имеет на борту 3 независимых канала, петлю эффектов, кнопочки.. а что еще нужно? Хорошо дружит с грелкой. Это первая примочка (или преамп-чка) которая адекватно прорабатывает мою 7-ю струну в перегрузе.

    Еще хотелось бы подчеркнуть качественную работу официального интернет магазина. Сотрудники которого отвечали на все мои вопросы и шли на встречу. Присылали письмо на каждом этапе моего заказа. Всем советую!
    А теперь фотки.

    Обзор №2

    Название устройства: AMT SS30

    Звук: 9. Нет предела совершенству. Поэтому 9.

    Качество сборки / изготовления: 11 Офигенно. Просто офигенно.

    Внешний вид / дизайн: 10. Строго, по существу, ощущение, что держишь в руках дорогой прибор. Нравится.

    Мнение пользователя:
    Приехало мне сегодня несколько приборов от замечательной российской фирмы АМТ. По мере того, как я буду «распробовать» эти штучки я буду писать обзоры. Сейчас же я хотел бы рассказать о новом 3-х канальном преампе SS30. В отличии от своих собратьев по оружию SS11, SS20 и SS10 он выполнен полностью на полевых транзисторах, без использования ламп. Лично для меня это плюс, так как лампа подразумевает определенную хрупкость прибора, и как следствие некоторые проблемы при транспортировке, особенно в туровых условиях, когда волочешь на своем горбу много всего и педалборд с этим преампом запросто может упасть с какой-нибудь высоты. Хорошо, если просто из рук, а если с третьей полки поезда? Не хочу разводить холивары на предмет «лампа vs транзистор», мое личное мнение останется неизменным, а вот навязывать его я никому не хочу, просто делюсь мыслями, может быть кому-то это будет интересно
    Так вот. Прибор достаточно компактен, вполне сопоставим с SS11.

    По функционалу – Есть петля для внешнего эффекта, выход со спикосимулятором и выход для миди-контроллера. С этим я пока не разобрался, но еще все впереди
    Две кнопки, одна переключает чистый/грязный звуки, вторая – кранч/лид.

    У каждого из каналов есть своя независимая регулировка громкости и гейна, а вот темброблок разделен только между драйвом и клином, то есть кранч и лид имеют один темброблок. Но на передней панели есть три волшебные кнопочки, которые этот казалось бы простой функционал нехило так расширяют.

    Итак: первая кнопочка слева это DR. Tone Shift. Она по мануалу «регулирует высокочастотный диапазон каналов drive». На мой же субъективный взгляд эта кнопочка отвечает за качество и количество середины. При нажатом положении в звуке добавляется чуть больше эдакой серединистой винтажности, при отжатом – более модерновость прорезается. Это, естественно, при одном характере звука, но вот такие у меня впечатления. При этом эквалайзер при разных положениях кнопки начинает работать несколько по-разному, что лично для меня огромный плюс – можно много вариантов звука получить только лишь на одном лиде или одном кранче. В студийных условиях это для меня очень интересно. Да и в общем получается, что можно охватить больший спектр аранжировок/стилей… ну вы меня поняли.

    Следующая кнопочка – Clean Boost. Поднимает немного средние частоты на клин-канале. При чем это не стандартный «брайт», так всем хорошо известный, это именно подъем средних частот в районе одного – двух килогерцов. Эквалайзер при этом также точно работает немного по-разному при разных положениях этой кнопки. В общем – от стекла до теплого звука – запросто.
    Третья кнопка – «Crunch bright». Но и тут не все так просто и прозрачно, как кажется. Помимо того, что нажатая эта кнопка действительно делает кранч более прозрачным и воздушным, так и структура перегруза, на мой взгляд, немного изменяется, приобретая более «британский» характер звучания, тогда как при отжатой кнопке частотка более «ровная», и кранч более плотный, увесистый, вязкий.

    Отдельно хочу сказать о регуляторах гейна на каждом из каналов. Запас гейна позволяет каждому из трех каналов «залазить» на поле деятельности соседнего. То есть клин можно подгрузить до легенького кранча, кранч можно дожать до вполне такого ритмового «недохайгейна». Ну а лид можно вполне «обезгейнить». Частотно все каналы между собой согласованы, раздельные громкости же позволяют сделать тот баланс звуков, который нужен.

    Обзор гитарного преампа AMT SS30

    Звук.
    Ни клине я игрался наверно часа полтора. От стекла до подгруженного, мохнатого такого фьюжна. От четких рояльных нот до винтажно-перегруженных джазовых аккордов. Очень вкусно.
    Кранч – от ACDC до быстрых металлических риффов. ДипПурпле с Рейнбоу, Пинк Флойд. легко, вкусно, а главное – разнообразно.
    Лид – плотно, хорошо так. от треша 80-х до вполне мясного такого звука. При этом и грязь можно добавить в звук, и убрать ее. Запас гейна, конечно, не заоблачный, но его вполне хватает для всего, до чего я сегодня смог додуматься играя на гитаре.

    Любой стиль, любой отрывок любой группы или композиции, которую я решал наиграть – все рулится. Конечно тут нужно понимать, что дома, на одном преампе “того” звука не получишь, но характер вплне получался. С намеком именно на то, что нужно в каждом конкретном случае. Мне понравилось.

    Качественно это отличный, завершенный продукт, который вполне может быть основой вашего концертного, или студийного звучания. Сегодня, к сожалению, по причине отсутствия времени на нашей базе я поиграл в него только дома, в линию с кабинет-симуляторами. Завтра продолжу знакомство уже на нашей базе, в «большие» и не очень усилки и кабинеты. Очень надеюсь (да практически знаю, что будет все ок) что и там SS30 проявит себя правильно и именно так, как я ощутил это сегодня.

    Вывод.
    Резюмируя все, что я написал и подводя итог своим мыслям, у меня сложилось стойкое ощущение, что ребята из АМТ очень внимательно изучают мнения о своих продуктах, так как покрутив этот преамп я ловлю себя на мысли, что реализовано многое, что я бы, к примеру, хотел иметь в одном приборе (я о волшебных кнопочках). Это очень приятно и осознание этого факта дополняет общее позитивное настроение при использовании приборов этой фирмы. Согласитесь, всегда приятно использовать вещи, зная, что их создатель делал их с учетом пожеланий простых смертных, как ты сам, а значит в какой-то мере и твоих.

    Обзор №3


Ссылка на основную публикацию