Схема профессионального микрофонного предусилителя

Предусилитель для микрофона. Подборка схем

Предусилитель для микрофона, он же предварительный усилитель или усилитель для микрофона — это такой вид усилителя, назначение которого — усиление слабого сигнала до величины линейного уровня (порядка 0,5-1,5 вольт), то есть до приемлемой величины, при которой работают обычные усилители звуковой мощности.

Входным источником акустических сигналов для предварительного усилителя обычно являются звукосниматели виниловых пластинок, микрофоны, звукосниматели различных музыкальных инструментов. Ниже приводится три схемы микрофонных усилителей на транзисторах, а так же вариант усилителя микрофона на микросхеме 4558. Все их без труда можно собрать своими руками.

Схема простого микрофонного предусилителя на одном транзисторе

Данная схема микрофонного предусилителя работает как с динамическим, так и с электретными микрофонами.

Динамические микрофоны по конструкции схожи с громкоговорителями. Акустическая волна оказывает воздействие на мембрану и на прикрепленную к ней акустическую катушку. В момент колебания мембраны, в катушке, находящейся под воздействием магнитного поля постоянного магнита, образуется электрический ток.

Работа электретных микрофонов базируется на возможности определенных видов материалов с повышенной диэлектрической проницаемостью (электретов) менять поверхностный заряд под воздействием акустической волны. Данный тип микрофонов отличается от динамического высоким входным сопротивлением.

При использовании электретного микрофона, для смещения напряжения на микрофоне, необходимо установить сопротивление R1

микрофонный усилитель на одном транзисторе

Поскольку эта схема микрофонного усилителя для динамического микрофона, то при использовании электродинамического микрофона его сопротивление должно быть в диапазоне от 200 до 600 Ом. При этом конденсатор C1 необходимо поставить до 10 мкф. Если это будет электролитический конденсатор, то его плюсовой вывод необходимо подключить в сторону транзистора.

Питание осуществляется от батареи крона или же от стабилизированного источника питания. Хотя лучше от батареи, чтобы исключить шумы. Биполярный транзистор BC547 можно заменить на отечественный КТ3102. Конденсаторы электролитические на напряжение 16 вольт. Для предотвращения помех, подключать предусилитель к источнику сигнала и к входу усилителя необходимо экранированным проводом. Если необходимо дальнейшее мощное усиление звука, то можно собрать усилитель на микросхеме TDA2030.

Микрофонный предварительный усилитель на 2-х транзисторах

Структура построения любого предусилителя очень сильно влияет на его шумовые характеристики. Если брать во внимание тот факт, что используемые в схеме предусилителя качественные радиодетали все равно в той или иной мере приводят к искажениям (шумам), то очевидно, что единственный выход получить более-менее качественный микрофонный усилитель — это сократить число радиокомпонентов схемы. Примером может послужить следующая схема двухкаскадного предварительного усилителя на транзисторах.

В данном варианте количество разделительных конденсаторов сведено к минимуму, поскольку транзисторы включены по схеме с общим эмиттером. Так же между каскадами существует непосредственная связь. Для стабилизации режима работы схемы, при изменении внешней температуры и напряжения питания, в схему добавлена ООС по постоянному току.

Предусилитель для электретного микрофона на трех транзисторах

Это еще один вариант микрофонного усилителя для электретного микрофона. Особенность данной схемы усилителя для микрофона в том, что подача питания на схему предусилителя осуществляется по тому же проводнику (фантомное питание) по которому идет входной сигнал.

Данный микрофонный предусилитель предназначен для совместной работы с электретным микрофоном, например, МКЭ-3. Напряжение питания на микрофон идет через сопротивление R1. Аудио сигнал с выхода микрофона поступает на базу VT1 через конденсатор С1. Делителем напряжения, состоящим из сопротивлений R2, R3 создается необходимое смещение на базе VT1 (примерно 0,6 В). Усиленный сигнал с резистора R5, выступающий в роли нагрузки, идет на базу VT2 который является частью эмиттерного повторителя на VT2 и VT3.

Возле разъема на выходе, установлены дополнительно два элемента: нагрузочное сопротивление R6, через которое идет питание, и разделительный конденсатор СЗ, отделяющий выходной аудио сигнал от напряжения питания.

Предварительный микрофонный усилитель на микросхеме 4558

Операционный усилитель 4558 выпускается фирмой ROHM. Он характеризуется как маломощный и малошумящий усилитель. Применяется данная микросхема в усилителе микрофона, звуковых усилителях, активных фильтрах, генераторах управляемых напряжением. Микросхема 4558 имеет внутреннюю фазовую компенсацию, увеличенный порог входного напряжения, большой коэффициент усиления и малый уровень шума. Также у данного операционного усилителя имеется защита от короткого замыкания.

Микросхема 4558- характеристики

Скачать datasheet 4558 (140,5 KiB, скачано: 2 649)

предусилитель микрофона на 4558

Это хороший вариант для постройки микрофонного предусилителя на микросхеме. Схема предусилителя для микрофона отличается высоким качеством усиления, простотой и не требует большой обвязки. Этот микрофонный усилитель для динамического микрофона также хорошо работает и с электретными микрофонами.

При безошибочной сборке, схема не требует настройки и начинает работать сразу. Наибольший ток потребления – 9 мА, а в состоянии покоя потребляемый ток в районе 3 мА.

Предусилитель для микрофона

Из самого названия статьи понятно, что мы будем что-то усиливать. Для начала рассмотрим один пример. Вы подключили к компьютеру динамический микрофон и решили записать свой голос. Но кроме очень тихой речи, переполненной множеством шумов и помех вы ничего не услышали. А все потому, что на входе аудио-карты компьютера появляются 1,5 В. Это самые полтора вольта прижимают катушку внутри микрофона, а когда вы говорите, они мешают ей двигаться. Значит это напряжение нужно как-то убрать и усилить сигнал. Для этого мы и сделаем предварительный усилитель. То есть, звук с микрофона попадет в компьютер уже усиленный и без шумов.

И так, приступим.

Для этого нужны следующие компоненты:

Резисторы4,7 кОм – 2шт., 470 кОм, 100кОм.
Конденсаторы4,7 мкФ, 10 мкФ, 100 мкФ.
ТранзисторКТ315.
Светодиодне обязательно.

Инструменты:
Паяльник, кусачки, пинцет, ножницы, клеевой пистолет и т.д.

Приступаем к изготовлению.

1. Для начала разберемся со схемой и деталями.
Резистор R5 ставится для электретного микрофона и выполняет роль смещения напряжения. Его мы не используем. Транзистор КТ315 можно заменить на КТ3102, BC847. У КТ3102 коэффициент усиления больше, поэтому его предпочтительнее ставить. Светодиод не обязателен. Если он не нужен, замените его диодом. У себя я нашел кусочек самодельной макетной платы. На ней и буду делать схему.

2. Теперь согласно схеме, припаиваем все компоненты.

3. Далее припаиваем разъемы питания, вход и выход для микрофона, выключатель питания. Разъем для джека на 6,3 мм. я взял от старого DVD проигрывателя, джек на 3,5 мм. – от магнитофона. Разъем для батареи от нерабочей кроны, выключатель от игрушечной машинки. Припаиваем все к плате.

На фото нет светодиода, он появился позже.

4. Теперь займемся корпусом. У меня нашлась какая-то пластмассовая коробочка без дна. Она как раз подошла под все детали. В ней сверлим отверстия под разъемы, светодиод, вырезаем прямоугольное отверстие под выключатель.

5. Теперь собираем все в корпус. Крону и плату приклеиваем на двухсторонний скотч, разъемы на термоклей.

Дно сделал из прочного черного картона.

6. Проверяем. У меня имелся самый дешёвый караоке-микрофон BBK. Его я и подключил. Далее проводом джек-джек, подключаем выход усилителя к компьютеру, колонкам, или к чему вам нужно. Включаем питание. Светодиод загорелся. Предусилитель работает.

7. Подключив этот усилитель к компьютеру, я сам удивился качеству записи. Звук без шумов, усиление микрофона убавлено на 0. Даже громкость микрофона пришлось немного убавить.

В общем, такую простую в повторении схему я могу вам порекомендовать к сборке. Она не требует каких-то труднодоступных деталей, их можно найти в любой строй технике. А так же качество записи очень хорошее, даже с таким микрофоном. Спасибо, всем удачи!

Особенности предусилителей для микрофонов и их питание

Каждый из нас хотя бы раз в жизни пользовался микрофоном. Микрофоны применяются как для личной записи голоса на компьютере, так и во время выступления в больших залах перед такой же большой аудиторией. Советуем Вам, заглянуть legav.ru сайт о рок-музыке, онлайн-радио шахматах. Наряду с микрофонами активно используются предусилители. Что такое предусилители и какова их главная миссия?

Что называют предусилителем?

По другому его ещё называют предварительным усилителем. Итак, предусилитель — это специальное микрофонное устройство, действия которого направлены на усиление слабых сигналов до конкретного предела (этот предел называется линейный уровень). Предусилитель улучшает качество звучания микрофона.

Теперь давайте ближе познакомимся со схемой, которая специально разработана для микрофонного устройства

Особенности схемы микрофонного устройства

Современные усилители для микрофонов в большинстве случаев оснащены микросхемой INA 217. У этого вида схемы есть свои преимущества и особенности.

Преимущества микросхемы:

  • Низкий уровень искажений.
  • Возможность использовать усилитель даже для высококачественных студийных микрофонов Существует также предусилитель для динамического микрофона.
  • Малошумный входной тракт.
  • Идеально подходит для низкоомных микрофонов. У таких устройств, как правило, слабый источник сигнала.
  • Наличие широкой полосы пропускания.
Читайте также:  MP3-модуль и схема учёта времени: схема, печатные платы

Некоторые из упомянутых достоинств позволяют использовать устройства для микрофона с этой схемой не только для микрофонов, но и для медицинских, промышленных и измерительных приборов. Такая микросхема обладает поистине уникальной способностью. Она способна уменьшить искажение сигнала, даже если коэффициент усиления слишком высок.

Вот некоторые особенности или детали схемы INA 217:

  • Дифференциальный входной сигнал. Эта составляющая часть позволяет обеспечить хорошую производительность в профессиональных микрофонах. Практически отсутствует вероятность возникновения разбаланса, то есть неравномерности усиления. Также отсутствует фантомное питание. Стоимость описанной микросхемы составляет 5 долларов.
  • Регулятор PR1. Помогает регулировать процесс усиления звука. В том случае коэффициент усиления напрямую зависит от коэффициента сопротивления.
  • У микросхемы двухполярное питание. Ток всегда поступает беспрерывно.

Благодаря такой мощной микросхеме рассматриваемого усилителя звука, выбранным микрофоном легко и удобно пользоваться.

На сегодняшний день также известны несколько видов этого устройства для микрофона. Рассмотрим некоторые из них.

Виды предусилителя для микрофона

Существует официальных три вида микрофонных устройств:

  • С одним транзистором. Основным источником питания первого вида микрофонного устройства как для динамического, так и для другого вида микрофона (служит батарея крона или другой стабилизированный источник питания). При подключении предусилителя к входу усилителя и к самому источнику сигнала рекомендуют использовать экранированный провод. Так, вы сможете предотвратить появления помех. В качестве же источника питания желательно выбирать батареи, так как они исключают вероятность появления шумов. Такой предусилитель подходит как для электретных, так и для электродинамических микрофонов.
  • Микрофонное устройство с двумя транзисторами. Второй вид приспособления для микрофонов также направлен на борьбу с искажением звука. Для этой цели в устройстве с двумя транзисторами сокращено число радиокомпонентов. В этом приборе минимальное количество разделительных конденсатов. Все имеющиеся транзисторы соединяются с эмиттером. Ещё одной отличительной чертой предусилителя является наличие в схеме ООС. Эта функция помогает стабилизировать работу схемы, а значит и все устройства. Сбои в работе могут происходить по нескольким причинам. Например, из-за температурных перепадов или из-за напряжения питания.
  • С тремя транзисторами. Этот вид микрофонного устройства также идеально подходит для электретного микрофона. Такое устройство наделено рядом интересных особенностей. Так, необходимое питание схема получает через центральную жилу. То есть через тот же проводник, по которому зачастую проходит входной сигнал. А вот возле разъёма этого предусилителя установленны специальные два элемента. Первый — это разделительная ёмкость С3. С её помощью выходной аудиосигнал отделён от напряжения питания предусилителя. Второй элемент — нагрузочное сопротивление R6. Через этот элемент проходит. А вот напряжение на сам микрофон поступает через R1 (сопротивление).

Однако все усилители звука отличаются между собой не только количеством транзисторов. Далее пойдёт речь о других видах предусилителях для современных микрофонов.

Другие виды усилителя звука для микрофона

Гибридный. Предусилитель состоит из разных компонентов, то есть из ламповых и транзисторных. Гибридный вид направлен на улучшения качества звука. В том числе и на устранение постороннего шума.

Ламповый микрофонный предусилитель. Ламповые предусилители не менее практичны и полезны. Лампы в этом устройстве придают исходящему больше теплоты и бархатности. Поэтому звучание становится более приятным и живым. Некоторые ламповые предусилители сразу оснащены не одним, а несколькими привлекательными режимами. Одним из таковых является режим инструментального предусилителя (у режима высокоомный вход). Благодаря этому режиму к предусилителю можно подключать гитару или другой музыкальный инструмент.

Несмотря на такие интересные преимущества, у лампового предусилителя все же имеется один, но большой недостаток. Это его стоимость. Она влияет на качество устройства. Чем дороже предусилитель, тем он качественней. Поэтому, если вы решите приобрести высококачественный ламповый предусилитель, помните, что он будет стоить не дешёво.

Как правильно выбирать усилитель для микрофона?

Это необходимое устройство можно получить двумя способами:

  • Сделать своими руками. Чтобы сделать или собрать своими руками это устройство необходимо иметь в запасе некоторые инструменты и конкретные знания.
  • Приобрести в магазине. Второй вариант более популярен, нежели самостоятельный сбор. Поэтому давайте узнаём, на что важно обращать своё внимание при выборе предусилителя.

Фазовый переключатель. Эта полезная функция присутствует во многих предусилителях. Она будет особо вам необходима, если запись звука производится с участием нескольких микрофонов.

Питание. В большинстве устройств предусмотрено фантомное питание. Несмотря на это перед покупкой лучше убедиться лично, какое питание у предусилителя. Такую проверку обязательно важно осуществлять если предусилитель в дальнейшем будет использоваться для конденсаторного микрофона.

Индикаторы. Не мешало бы обратить внимание и на этот составляющий элемент предусилителя. Особенно на наличие индикатора уровня. К сожалению, он присутствует не во всех моделях предусилителя. А вот индикатором перегруза наделены все устройства.

Входные каналы. Количество каналов на устройстве может быть разное. В этом отношении предусилитель рекомендуют выбирать исходя из личных потребностей. То есть, сколько микрофонов будет подключено к предусилителю.

Наличие встроенного лиметра. Лиметр ограничивает уровень входного сигнала. Такая полезная функция наблюдается не во всех продаваемых моделях устройства. Она особенно необходима, когда звуковой сигнал сразу подаётся на выход звуковой карты. Во время прямой подачи из-за сильных перегрузок могут наблюдаться искажения. Встроенный лиметр предотвращает появление таких искажений. Лиметры вдвойне полезны во время записи музыки.

Фильтр низких частот. Подобная функция может прослеживаться в определённых моделях предусилителя. Хотя фильтры низких частот чаще всего встречаются в конденсаторных микрофонах. Основная задача фильтров — отсекать от возникающих сигналов низкочастотные помехи. Кроме помех, фильтры устраняют гнусавость и эффект бочковатости, что также мешает нормальной записи звука.

Рассмотренная информация показывает, что во время выбора предусилителя для микрофона следует обращать внимание на множество факторов. В том числе и на стоимость. Она зависит от многих факторов. Минимальная стоимость предусилителя составляет 3000 – 4000 тысяч рублей.

Тема: Схема предусилителя для динамического микрофона

Опции темы

Схема предусилителя для динамического микрофона

Добрый день, подскажите пожалуйста схему хорошего безпроблемного предусилителя для динамического микрофона. Для тренировокзаписи вокала.
И какую звуковую карту приобрести.
Микрофон Shure PGA48.
Предусилитель думается на транзисторах.

Сам новичок в таких делах.

Характеристики микрофона:
Чувствительность – 53 дБ
Минимальная частота – 70 Гц
Максимальная частота – 15000 Гц
Сопротивление – 600 Ом
Поддержка балансного подключения – нет
Необходимость фантомного питания – нет

Re: Схема предусилителя для динамического микрофона

Купи внешнюю полупрофессиональную карту со встроенным микрофонником. Их выпускается сейчас как собак нерезанных. Мне по случаю попалась за копейки PreSonus FireBox (это как пример), но она FireWire. Подобных выпускается огромное количество, в основном на USB.

———- Сообщение добавлено 15:56 ———- Предыдущее сообщение было 15:54 ———-

Чё за хрень? Все проф микрофоны имеют балансное подключение. Это кто такое написал?

Re: Схема предусилителя для динамического микрофона

Буквально вчера читал такое же про бету 58.

Re: Схема предусилителя для динамического микрофона

“Поддержка балансного подключения – нет” – с сайта ДНС

———- Сообщение добавлено 16:13 ———- Предыдущее сообщение было 16:12 ———-

так я спаять хотел на работе что нибудь полезное

Re: Схема предусилителя для динамического микрофона

Качественный микрофонник с балансным входом? Ну возьми схему одного канала микшерного пульта, в нём посмотри микрофонный усилитель. Это 4 очень малошумящих транзистора плюс пара ОУ. Плюс качественный потенциометр, причём редкий обратно-логарифмический группы C, да ещё достаточно низкого номинала, что вдвойне редкость. Потом для всего этого понадобится блок питания. Потом хороший экранирующий корпус.
А в конце выяснится, что нормальной внешней звуковухе это всё есть. И ещё в ней есть, ка правило, фантомное питание, если в будущем появится конденсаторный микрофон.

Не, если интересует сам процесс – можно конечно и самому спаять.

Re: Схема предусилителя для динамического микрофона

Дома куча микрофонов, в том числе динамических при подключении ко входу компьютера играют крайне похабно. По аналогии с электретным микрофоном спаял на одном транзисторе схемку и с обычного компьютерного входа с питанием только от компьютера- всё заработало и очень даже хорошо.
На КТ3102 схема играет лучше чем на импортном транзисторе. Сперва сделал на импортном широко распространённом S9014 (на корпусе обозначено C9014) – тоже очень неплохо играет, но на КТ играет лучше. С2 и R2 можно не ставить, но сними значительно лучше – детальность выше – больше микротембров и воздуха побольше. Перепробовал несколько марок конденсаторов – РОЕ в бакелите, РОЕ с гладкой фольгой, Елну силмик2 и Керафайн ,CDE, SME, Филипс, Ничикон MUSE биполярный. Но в этой схеме – лучше всех себя показал Ничикон MUSE электролитический 1000 мкф*16 вольт. Сперва один поставил, потом ещё один в параллель к нему. Далее зашунтировал полистиролом и добавил R2. Только следует учитывать, что после включения нужно какое время для того, чтобы электролитический конденсатор зарядился – только после этого начинает работать предусилитель. Сам несколько раз озадачивался – спаял включаешь – И НЕ РАБОТАЕТ, вроде работало, только кондёр перепаял, а тут не работает – а просто время надо конденсатору на рабочий режим выйти – пару-тройку минут. С сопротивлением R2 – значительно меньше времени надо, но тоже надо.

Самый красивый звук получился с тремя микрофонами -двумя винтажными Октава МД-44 и МД-45, оба 1969 г.в. – звук у них слегка разный, но очень хорош. Совсем другой звук, но тоже очень приятный у более менее современного крайне дешёвого микрофона VITEK VT-3830. Мне он достался в разграбленном состоянии – разъем и выключатель выдраны, внутенней проводки тоже не было. Но подпаял тонюсенький проводок от компьютерного микрофона-петлички Джениус, просто, чтобы понять работает нет капсюль – и звук мне очень понравился. Надо будет его восстановить до нормального состояния. У него звук быстрый и легковесно-воздушный, очень ясный. Короче, чем то цепляет за душу. Но “породистым” этот звук назвать нельзя.
Из этих трёх микрофонов мне больше всего понравился звук у Октавы МД-45 1969 г.в.

Читайте также:  Блютуз колонка своими руками – схема, корпус

А остальные микрофоны, в том числе Октава МД-47, Мд-382 – мне не понравились. У современных микрофонов для “караоке”- звук вообще гладкий (или -гадкий )без микротембров и не передаёт интонацию – выхолощенный какой-то, а на графике спектра вроде до 20 кГц добивает. Все в основном -Современные, китайской сборки, с неодимовым магнитом – какие-то они все, с пластиковым звуком, хотя и в металлическом корпусе. Хотя тут перепаял парочку – внутреннюю проводку их СТАЛЬНОГО провода, заменил на обычный микрофонный провод и пропаял нормальны припоем. И они стали играть более менее.

Да схема крайне температурно нестабильная , для комнатной температуры вполне подойдёт. А так по идее надо добавить хотя бы резистор для термостабилизации. Но работает и без него , а переделывать ЛЕНИВО

Миниатюры

Re: Схема предусилителя для динамического микрофона

Lenivo, человеку же нужен пред для вокала, а то что вы выложили – для “шёпота” или для “первый, первый, я второй”. Axiner, даже не смотрите на эту “недосхему”. Куча искажений на более-менее громком вокале гарантирована. Плюс, наводки из-за небалансного соединения. Плюс, отсутствие рег. Gain (чувствительность).
Советую взять схему соответствующего каскада из какого-нибудь бюджетного микшера /преампа. Например, микшеры Soundcraft – просто, дешево по комплектации и неплохо по качеству /звуку. Для дома и проджект-студии будет с головой. Схем полно в сети, качайте, спрашивайте, там надо будет немного упростить /обрезать. Потенциометры группы С (те, что упоминал straus) – не самая большая проблема. Можно поставвить группу А и регулировать в обратную сторону. Можно поставить галетник на 6 – 12 положений и переключать ступенями по 6 – 10 дБ – так вообще будет отлично.

Корпус можно взять любой походящий, да хоть от CD-привода. Блок питания (двухполярный) – это да, придётся повозиться.

Последний раз редактировалось Tuvalu; 03.05.2018 в 22:48 .

Re: Схема предусилителя для динамического микрофона

Axiner, все-таки ознакомься еще раз с данными на этот микрофон. Похоже, что он все-таки имеет балансный выход http://prosound.ixbt.com/news/2015/a. re-pga48.shtml . От этого будет зависеть пред. Если выход балансный, то его лучше таким и использовать – будет меньше постороннего фона, особенно если предполагается длинный соединительный кабель.

Re: Схема предусилителя для динамического микрофона

Вот преды 1073, 1081 от Neve, их качество звука мы все слышали неоднократно .
Попроще для начала, как ужЕ и предлагали можно просто на ОУ типа NE5534, если провод метра 2-5, то можно балансное подключение не делать, а просто неинверт с Ку=50. 500, без доп транзисторов на входе.

Звукотехника как искусство

Усилители мощности и запись звука: Все гениальное – просто!

Схема микрофонного усилителя на ОУ для своей домашней студии звукозаписи

Схема микрофонного усилителя, описанного в данной статье имеет два маленьких секрета, которые позволяют делать запись вокала в своей собственной домашней студии звукозаписи практически с таким же качеством, как и в дорогой, профессиональной студии.

Но обо всём – по порядку.

Микрофон для домашней студии

Простое и очень эффективное решение для записи голоса или вокала в своей домашней студии звукозаписи – это применение динамического кардиоидного микрофона. И вот почему:

  • Во-первых, Вам не нужно будет принимать специальные меры по шумоизоляции квартиры;
  • Во-вторых, Вам не нужно будет звукоизолировать тыловое пространство за микрофоном для избавления от реверберации комнаты, так как динамический кардиоидный микрофон хорошо подавляет боковые и тыловые звуки;
  • В-третьих, Вам не надо будет организовывать дополнительное питание как в случае с конденсаторным микрофоном.

Для нашей цели идеально подойдёт микрофон типа Shure sm58 или ему подобный. Например, у меня долгие годы идеально работает микрофон Beyerdynamic Opus39s.

Конечно, для записи голоса существует большое число самых разных решений. Например, Вы можете специально для записи вокала сделать хорошую шумоизоляцию квартиры, приобрести дорогой конденсаторный микрофон с большой мембраной, но это решение уже не такое простое и в разы дороже. Кроме того, микрофонный усилитель для конденсаторного микрофона понадобится немного другой, и об этом мы поговорим в другой статье.

Купить или сделать своими руками?

У микрофонного предусилителя, сделанного своими руками есть три основных преимущества перед теми моделями, которые можно купить в соответствующем магазине:

  1. Цена.
  2. Идеальная адаптация под конкретную задачу.
  3. Качество звука.

Итак, цена готового изделия, продаваемого в магазине, кроме стоимости комплектующих компонентов, включает в себя плату за бренд, компенсацию рекламных расходов и прибыль, которую получают все: изготовитель, оптовый и розничный продавцы, плюс транспортные расходы. Вот и получается, что в покупном усилителе один только корпус будет стоить дороже, чем весь микрофонный усилитель, сделанный вручную.

Кроме того, существует целый ряд потребительских качеств, которым обязательно следуют практически все изготовители, чтобы достичь определённой универсальности для возможных применений микрофонных предусилителей. Ведь перед разработчиками стоит задача добиться максимальной совместимости со всеми возможными микрофонами и тем оборудованием, с которым он должен будет работать.

Это приводит к тому, что схема микрофонного усилителя приобретает существенную избыточность в виде различных режимов работы, защиты, регуляторов и индикаторов. И чем больше деталей в устройстве, тем большее влияние они оказывают на качество звука, причём не в лучшую сторону.

Адаптация под конкретную задачу

Но в домашней студии звукозаписи микрофонный усилитель обычно работает с одним конкретным микрофоном, в стационарных условиях, и выполняет всегда одну и ту же задачу. А это значит, что большинство универсальных возможностей покупного преампа нам просто не нужны. Но мы можем сосредоточиться на максимальном качестве именно того, что нам нужно, идеально адаптировав собственную конструкцию под конкретную задачу.

Качество звука

Чем отличается хороший микрофонный усилитель для записи вокала от обычного? В первую очередь тем, что хороший предусилитель не вносит в звук собственных артефактов и искажений, и в то же время создаёт для микрофона самое оптимальное согласование для получения максимально возможного качества преобразование звука в электрический сигнал.

Услышать это на слух при обычной проверке затруднительно. Чтобы оценить качество микрофонного усилителя, с ним нужно поработать в реальных условиях, применяя к уже записанному с помощью него вокалу самые различные обработки. Особенно сильно все недостатки проявляются при больших уровнях компрессии и попытках поместить вокал в плотный микс.

Качество звука современных микрофонных предусилителей, особенно брендовых марок, как правило, особых нареканий не вызывает. Но естественное стремление изготовителей максимально удешевить изделие приводит к тому, что формально все характеристики соответствуют заявленным, но компоненты могут быть недорогими, чисто из маркетинговой целесообразности.

Причём проверить, из чего сделан готовый предусилитель, пока Вы его не купили, далеко не всегда возможно.

Так что пока Вы не купите преамп и не поработаете с ним как следует, качество его Вы не оцените. А вот в собственную конструкцию довольно легко можно внести изменения, если что-то не понравится.

Что делать не стоит

Что для своей домашней студии звукозаписи точно не нужно, так это микрофонные усилители с каким-нибудь “особым” звуком, так часто рекламируемым многими изготовителями. Это удел более крупных бюджетов для особых случаев.

На практике специфическая окраска звука крайне редко нужна, а вот избавиться от неё, если она присутствует, очень сложно. Да и возможностей современной DAW – digital audio workstation вполне достаточно для того, чтобы уже при звукорежиссуре придать звуку любую окраску.

Читайте также:  Усилитель звуковой частоты на советской микросхеме

Схема микрофонного усилителя на ОУ

Схема микрофонного усилителя представлена на рисунке. Два секрета, о которых было написано вначале статьи, – это согласование микрофона и микрофонного усилителя и схема самого операционного усилителя.

Согласование

Входное сопротивление этой схемы микрофонного предусилителя значительно ниже общепринятых стандартов. Из общей теории электротехники нам известно, что максимальная передача мощности между генератором и нагрузкой происходит при равенстве их сопротивлений. Вот и не будем это нарушать, обеспечив входное сопротивление микрофонного усилителя равным сопротивлению микрофона. При этом никаких переходных конденсаторов мы применять не будем, чтобы не вносить в девственно чистый сигнал асимметрию, фазовые сдвиги и дополнительные источники искажений.

Для избавления от всевозможных помех, в том числе и помех от мобильных телефонов, нам понадобится симметричное подключение микрофона, а значит, у микрофонного усилителя должен быть симметричный вход.

Дифференциальный усилитель, специально спроектированный для таких включений, – это обыкновенный операционный усилитель. Вход здесь симметричный дифференциальный с распределённым входным сопротивлением 600 ом. Резистор R2 3 ом особого значения не имеет, он стоит скорее для корректного изображения дифференциального усилителя.

Подключать можно любой ДИНАМИЧЕСКИЙ микрофон. Но чем качественнее, тем лучше. Обычно сопротивление такого микрофона от 200 до 600 ом, и для чистоты идеи Вы можете сделать сумму R1+R3 равной сопротивлению микрофона (при R1=R3).

Самое главное, что такое включение, благодаря демпфированию подвижной системы микрофона, устраняет окраску звука паразитными резонансами самого микрофона, позволяя получать чистый, ровный звук. Потом, при обработке вокала, можете делать со звуком всё, что угодно. Он податлив, с ним не надо воевать, устраняя всякие призвуки.

Кроме того, помехозащищённость низкоомного входа просто великолепна! Мне приходилось записывать без проблем вокал в комнате, где находилось одновременно более 20-ти мобильных телефонов!

Здесь следует обратить внимание на то, что согласование по-книжному – это как раз измерение параметров и шумов в первую очередь. Нас же шумы не волнуют никак. При использовании ОУ с показателями до 10nV/√Hz про шумы можно забыть. Шумы не мешали жить даже при использовании ОУ TL071, у которого шумы составляют 18nV/√Hz. В реальной работе шум помещения больше, и всё зависит от мастерства звукорежиссёра.

Зато TL071 очень даже хорошо звучит, в отличии от общепризнанной NE5534.

Схема операционного усилителя

Второй секрет этой конструкции – это схема самого операционного усилителя, оказывающая очень большое влияние на звучание.

В этом микрофонном усилителе используется микросхема OPA604.

Самый лучший звук – это когда о звуке не думаешь вовсе, думая лишь о голосе и о музыке. Вот это происходит с OPA604.

Она настолько прозрачна – что даже при самых диких уровнях компрессии никакие артефакты не вылезают.

А секрет, очевидно, в том, что OPA604 – ОДНОКАСКАДНЫЙ операционный усилитель, специально разработанный для профессиональных звуковых применений. (OPA604 PDF) Количество каскадов напрямую влияет на переходную характеристику и на звук в целом. Причём обратно пропорционально. Чем больше каскадов – тем лучше объективные характеристики, а звук хуже.

Осталось дополнить схему микрофонного усилителя регулятором коэффициента усиления, и снабдить весь усилитель нормальным чистым питанием.

Итак, регулятор усиления помещаем в цепь обратной связи. Такое включение позволяет сохранить нулевое выходное сопротивление микрофонного усилителя, благодаря чему практически устраняется влияние на звук соединительного кабеля от преампа до компьютера.

Для организации питания есть изумительный стабилизатор напряжения TL431. Абсолютно чистый, с дифференциальным сопротивлением около 0,2ом. Мне он очень нравится. С ним не бывает проблем. Поставил и забыл.

Вот и всё, схема готова.

Разъёмы я поставил – обыкновенные “джеки”, хотя XLR на входе – правильнее.

Корпус – без особых требований. Благодаря симметричному входу, компактности монтажа и низкоомной обвязке, усилитель не нуждается в тщательном экранировании.

Осталось этот микрофонный усилитель спаять, включить и забыть о том, что когда-то была проблема получения качественного звука от микрофона в своей собственной домашней студии звукозаписи.

Усилитель для микрофона своими руками

Если у микрофона звук очень слабый и присутствует его искажение, то эту проблему можно устранить с помощью предусилителя. Это такое устройство, которое способно усилить слабый сигнал до необходимого уровня громкости. И звуковая волна попадает сразу уже усиленный в компьютер и без посторонних звуков. Усилитель необязательно покупать в магазине, а можно сделать своими руками.

Как сделать усилитель для микрофона своими руками

Чтобы сделать микрофонный предусилитель, который будет брать энергию не от батареек или же не тянуть длинные провода от другого источника питания, а чтобы его подзарядка происходила, непосредственно, от звуковой карты нужно сделать схему с фантомным источником подпитки. То есть такую схему, где передача сигнала информации и питание устройства происходят совместно по общему проводу.

Такой вариант является самым оптимальным, потому что обычная батарейка часто садится, использование аккумулятора тоже требует его подзарядки время от времени. Использование блока питания тоже не совсем удобно, потому что здесь есть провода, которые могут мешать при необходимости передвижения и сторонние помехи. Эти факторы приводят к неудобству использования устройства.

Важно! Работа микрофона основана на свойстве некоторых материалов, имеющих повышенную проницаемость диэлектрическую менять свой заряд по воздействию звуковой волны. И для усиления сигнала микрофона нужно установить сопротивление в диапазоне от 200 до 600 Ом, а емкость конденсатора должна быть до 10 мкф.

Для этой цели необходимо иметь:

  • резисторы;
  • конденсаторы;
  • транзистор;
  • штекер и гнезда для подключения прибора;
  • провода;
  • корпус;
  • микрофон;
  • дополнительные инструменты – кусачки, паяльник, ножницы, пинцет, клеевой пистолет.

Схема усилителя

Есть очень много способов собрать усилитель, но эта схема отличается свое простотой и она основывается на классическом транзисторном каскаде, где устанавливается общий эмитер. Также для ее сборки не требуется приобретать дорогостоящие детали. На ее изготовление потребуется лишь один час свободного времени. Схема в работе потребляет – 9 мА тока, а в состоянии покоя – 3 мА.

Она имеет два конденсатора и два резистора, один штекер, транзистор и электретный микрофон. Плата усилителя получается очень маленьких размеров, которую можно прикрепить к штекеру, если она имеет чуть большие размеры, то тогда нужно взять какую-либо пластмассовую деталь для изготовления корпуса.

Принцип ее работы таков, что через резисторы R1 и R2 идет питание элементов, для того чтобы предотвратить обратную связь в частотах подаваемого сигнала применяется конденсатор С1, резистор же нужен для устранения посторонних щелчков при подключении в работу микрофона. Сигнал исходит от резистора и идет для его усиления на транзистор. Благодаря этой схемы сигнал динамического микрофона может увеличиться в два раза.

Усилитель для микрофона: пошагово

Берем резистор, он будет выполнять функцию смещения напряжения. Берем транзистор модели KT 315 можем заменить KT 3102 или ВС847. Для изготовления схемы можем взять самодельную макетную плату. Ее перед использованием тщательно промываем каким-либо растворителем. К ней нужно припаять разъемы через которые идет осуществляться питание, также этим способом присоединяем разъемы входа и выхода микрофона. Берем разъемы и припаиваем к нашей плате. Их можно взять из старого ДВД проигрывателя, магнитофона. Выключатель можно взять из старой игрушечной машинки. Припаиваем все детали к плате.

Для изготовления корпуса для усилителя микрофона берем коробку из пластмассы. В ней проделываем отверстия для разъемов и для выключателя. Плату приклеиваем к коробке и накрываем верхней частью пластмассовой коробки.

При правильной сборке схему не нужно дополнительно настраивать и микрофон можно сразу подключать в работу. Этот усилитель для микрофона значительно улучшает качество звука и в нем нет посторонних шумов. Схема также хорошо работает вместе с электретным микрофоном.

Важно! Прежде чем подключить микрофон к устройству, то следует проверить его контакты, а также чтобы питание на входе микрофона было не менее 5 вольт.

Если нет такого напряжения, то берем другой штекер и присоединяем его к разъему и меряем вольтметром напряжение, которое имеется между большим отводом и другими двумя отводами, которые более короткие. При измерении напряжения нужно быть осторожным, чтобы не произошло замыкания выводов штекера между собой.

Для проверки берем динамический микрофон, подключаем, соединяем посредством провода выход усилителя и компьютер или колонки, или к то устройству, которое вам нужно и включаем питание. Если при сборке использовали светодиод, то его свечение говорит о том, что усилитель исправен. Но сам электрод не обязателен в схеме.

Ссылка на основную публикацию